Энциклопедический словарь, 1998 г.
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА (12 - нач. 13 вв.) одна из главных школ древнерусского искусства. Для зодчества Владимиросуздальской школы (соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли все 12 в.) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции, аркатурные пояса), для живописи - одухотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, ок. 1197).
Большая Советская Энциклопедия
Владимиро-Суздальская школа 12 ≈ начала 13 вв., одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на С.-В. Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет В.-с. ш. был обусловлен усилением к середине 12 в. Владимиро-Суздальского княжества , а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для В.-с. ш. (исходившей, как и другие местные школы 12 в., из традиций искусства Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются галицкие и западноевропейские мастера. Искусство В.-с. ш., призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торгово-ремесленное население городов ≈ союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.
Возросший опыт строительства мощных оборонительных сооружений позволял меньше, чем в 10≈11 вв., считаться с естественной защищённостью местности при закладке новых городов-крепостей, размещать их более выигрышно в стратегическом и художественном отношениях ( Переславль-Залесский и Юрьев-Польский , 1152; Дмитров , 1154; и др.), свободней решать задачи формирования архитектурного ансамбля, его связи с соседними ансамблями, с окружающей природой. Высшим достижением В.-с. ш. в градостроительстве стали ансамбли г. Владимира и княжеские резиденции Боголюбова (1158≈65), гармонично слитой с пейзажем и зрительно связанной с монументом-храмом Покрова (1165, см. Покрова на Нерли церковь ). Материалом для строительства служил мягкий известняк («белый камень»), хорошо поддающийся тщательной обработке и удобный для выполнения декоративной резьбы. Зодчие В.-с. ш. от подражания чётким и строгим формам построек, характерных для Киева начала12 в. (церковь в Кидекше , 1152), вскоре перешли к поискам более органичных для камня мягких и живописных архитектурных форм (Успенский собор во Владимире, 1158≈1160, достроен в 1185≈89), придав классически законченное выражение крестово-купольной композиции храма. Мастерское владение пропорциями, тонко развитое чувство массы и материала проявились в архитектуре стройного дворцового комплекса в Боголюбове, тянущейся ввысь, изящной и лёгкой церкви Покрова на Нерли, величавого Дмитриевского собора во Владимире (1194≈1197). С формами этих зданий согласован их резной декор, включенный в целостную систему архитектурно-пластические решения фасадов и идущий порой от образцов романского стиля (перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса, рельефные композиции). Но образы сюжетных рельефов не осложнены аллегорической символикой романского искусства. В них христианская иконография своеобразно сочетается с опоэтизированными анимистическими представлениями, бытовавшими в народной среде. В храмах начала 13 в. возрастает декоративное начало: на притворах применяются нарядные килевидные завершения (Рождественский собор в Суздале , 1222≈25; Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230≈34); резное убранство заполнило стены собора в Юрьеве-Польском, смягчая конструктивную ясность форм и отвечая народному пристрастию к узорочной изукрашенности. Присущие зодчеству В.-с. ш. в 12 в. изысканность и дух оптимистической светскости в известной мере отразились и в её живописи, более зависимой от церковного контроля. В росписях Дмитриевского собора во Владимире (около 1197), в отдельных сохранившихся иконах («Дмитрий Солунский» из Дмитрова, конец 12 ≈ начало 13 вв., Третьяковская галерея) поражают просветлённая одухотворённость образов, пластическая выразительность, праздничная цветовая гамма. Выдающимся памятником декоративного искусства В.-с. ш. являются медные южные врата (1222≈28) Рождественского собора в Суздале, на которых техникой золотой наводки выполнены сюжетные и орнаментальные композиции, отличающиеся необычайным богатством линейных ритмов.
Художественные достижения В.-с. ш. послужили в 14≈15 вв. одним из главных источников для искусства Москвы, ставшей после свержения монголо-татарского ига центром объединения русских земель.
Лит.: Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII≈XV веков, т. 1≈2, М., 1961≈62; Вагнер Г. К., Мастера древнерусской скульптуры, М., 1966; Ростово-Суздальская школа живописи. [Каталог; вступ. ст. В. И. Антоновой], М., 1967.
И. М. Глозман.