Экономический словарь терминов
конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, а приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией.
Википедия
Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка , когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения . Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
Признаки совершенной конкуренции:
- бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
- однородность и делимость продаваемой продукции
- отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
- высокая мобильность факторов производства
- равный и полный доступ всех участников к информации
В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция .
В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции .
Давид Рикардо выявил закономерную в условиях совершенной конкуренции тенденцию к снижению экономической прибыли каждого из продавцов.
В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов кейнсианцы пришли к выводу, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско , выйти из которого можно лишь благодаря внешнему вмешательству.
Категория:Конкуренция Категория:Экономические термины Категория:Экономические модели